Гидрокрекинговое масло: что это такое? На каком масле? Исследуем синтетику и «суперсинтетику Гидрокрекинговые масла или синтетика.

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки FORD, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Подробнее

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для Корейских автомобилей марки HYUNDAI, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Подробнее

ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для Корейских автомобилей марки KIA, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Подробнее

ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для автомобилей марки LADA, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Подробнее

ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки MERCEDES, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Подробнее

ОРИГИНАЛЬНЫЕ И НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ

В наличии большой ассортимент запчастей и комплектующих для коммерческих автобусов марки FIAT и PEUGEOT, профессиональные консультации по подбору запчастей, доставка в регионы и многое другое. Со складов Хабаровска и Биробиджана.

Мы часто слышим вокруг, что владельцы автомобилей не до конца понимают что такое гидрокрекинговое масло. Журналисты нашего сайта решили подробно ознакомиться с его технологией производства и поведают нам все секреты, которые удалось разведать.В данном материале мы будем рассматривать некоторые вопросы, связанные с такой группой масла для двигателя автомобиля, как гидрокрекинговое . Почему про него? Достаточно часто мы слышим от автолюбителей, то что они до конца не понимают его особенности. Практически всегда можно услышать различные споры на данную тематику, но мало кто знает конкретный ответ на вопрос. Именно поэтому наши журналисты решили разобраться в том, что такое гидрокрекинговое моторное масло и когда его лучше использовать.

Большое количество владельцев автомобилей утверждает, что этот вид масла относится к полусинтетической группе. Другие же, внимательно посмотрев на описание товара, прочитают, что перед ними минеральное сырье, которое произведено заводом по синтетическим технологиям. При этом на форумах любителей машин попадается информация, мол, такое масло лучше защищает элементы двигателя и стоит гораздо дешевле, чем синтетические масла. Разберемся в этом более подробно.

Итак, для того, чтобы разобраться в этом масле, нужно понимать технологию гидрокрекинг . Гидрокрекинг — это особая обработка нефтяного сырья, которая используется для производства базовых масел, обладающих существенным индексом вязкости. В основе метода лежит гидрокаталитическая переработка нефти. За счет этого происходит удаление «плохих» фракций, путем преобразования их в углеводы. Таким образом, получается масло схожее по свойствам с синтетическим, но стоящее гораздо дешевле.

Соответственно гидрокрекинговое масло — это базовое масло, которое производится особым методом (гидрокрекинг) и обладает высокими эксплуатационными характеристиками при низкой себестоимости производства.

Способ получения такого масла во многом напоминает производство минерального, однако в процессе изготовления у него абсолютно меняется молекулярная структура. Нефть подвергается существенной обработке и удалению нежелательных компонентов, а все мы знаем, что в «черном золоте» имеется большое количество различных примесей, которые негативно сказываются на качестве конечного продукта.

Производство гидрокрекинговых масел

Итак, при изготовлении такого масла за базовую технологию берется технология выработки минерального масла. Нефть подвергается специальной атмосферной перегонке. Тяжелые фракции, которые остаются, служат сырьем для гидрокрекингового масла.

После того, как получено минеральное масло, оно подвергается трем стадиям очистки:

1. Депарафинизация — процесс химического удаления вредных парафинов. Их негативное действие заключается в повышении температуры застывания моторного масла.

2. Гидроочистка — влияние на масло водородом при высокой температуре и большом давлении. Вследствие этой процедуры повышается стойкость масла к окислительным процессам.

3. Непосредственно гидрокрекинг — удаляется серу и азот из сырья и служит для создания базового масла с высокими характеристиками.

Пройдя все эти фазы на выходе производства получается отличное масло с хорошими эксплуатационными характеристиками.

Гидрокрекинговое масло отзывы

HC-синтетика — это особый вид масла, который представлен технологией гидрокрекинга. Мы с вами разобрались, что это такой вид производства базовой основы масла. Реально, если оценить ситуацию с позиции простого обывателя, то это масло лучше минерального, но хуже синтетического. Конечно, его неоспоримый плюс; это соотношение цены и качества.

Перед тем, как заливать такое масло в мотор, вам нужно понимать, что оно должно соответствовать тем характеристикам, которые заявлены производителем автомобиля. Если такая информация имеется в паспорте авто, то вы смело можете использовать гидрокрекинговое масло.

В принципе многие автовладельцы на форумах делятся информацией, что это масло вполне конкурентоспособное и с лихвой выполняет все возложенные на него функции. Причем стоит оно, как вы поняли, существенно дешевле синтетики. Другими словами, гидрокрекиновое масло можно заливать, но перед этим важно ознакомиться с предписаниями производителя машины. Здесь вам нужно обратить внимание на вязкость и группы масел.

Несмотря на то, что потребительские свойства современных смазочных материалов определяются количеством присадок, его базовые качества напрямую зависят от основы. В их числе – срок эксплуатации и зависимость вязкости от температуры.

Все автолюбители знают, что существует два вида основы:

  • Минеральное масло (добывается из нефти);
  • (производится искусственным путем).

Разница в качестве и стоимости привела к созданию компромиссного масла: полусинтетики. Тут все понятно: смешиваем в определенной пропорции два вида основы, получаем состав не слишком дорогой, но уже с приемлемыми характеристиками.

Вроде всё просто: три основных вида. Однако производители подкинули нам еще одну задачку: гидрокрекинговое масло. В зависимости от страны происхождения, его относят то к минералке, то к синтетике.

Чтобы понять, что такое гидрокрекинг – рассмотрим технологию производства

На иллюстрации представлен типичный процесс первичной переработки нефти.


Для получения смазочных материалов, применяются такие продукты нефтеперегонки, как газойль и мазут. Основу для моторного масла, полученную с помощью гидрокрекинга, производят из газойля. Для этого на нефтеперегонном заводе строится установка гидрокрекинга.


Это масштабное сооружение, затраты на его строительство сопоставимы с ценой небольшого НПЗ полного цикла. Однако продукт, полученный с его помощью настолько популярен, что все издержки окупаются в короткий срок.

К сведению

Реакторы гидрокрекинга очищают полученный из сырой нефти газойль с помощью воска. Удаляются вредные примеси: азот, сера, фосфор. После чего, длинные 8-12 атомные цепочки разбиваются (эта процедура и называется крекингом).

Короткие, имеющие однородную структуру соединения молекул, соединяют обратно. Но уже не хаотично, а с помощью молекул водорода (процесс называется гидрирование). Отсюда слово «гидро».

В чем преимущество коротких молекул углеводородов?

  1. Такие соединения мало зависят от окружающей температуры, то есть вязкость меняется плавно, без вреда для конечного продукта (масла);
  2. Производство и дальнейшее применения продуктов гидрокрекинга экологично, поскольку не используются токсичные реактивы: только природный водород;
  3. Большинство вредных примесей не удаляются, а преобразовываются в полезные.

Что такое гидрокрекинговое масло, синтетика или не синтетика?

Почему гидрокрекинговое масло называют синтетикой? К реальности это не имеет никакого отношения. С точки зрения химии процесса, 100% синтетикой можно считать только тот продукт, молекулы которого получены искусственным путем.

Как появился гидрокрекинг — видео

В процессе получения гидрокрекинговой основы, молекулы углеводорода сначала расщепляются (дробятся), а затем склеиваются заново.

  • получаем ли мы новый продукт? Однозначно – да. Довод в пользу тех, кто считает гидрокрекинг синтезом;
  • новые молекулы создаются искусственным путем? Однозначно – нет. Это химическое преобразование, а не синтез в чистом виде.

Тогда почему возникло такое неоднозначное трактование, казалось бы, ясной терминологии? Ответ прост. Если бы это касалось науки в чистом виде – никто не назвал бы гидрокрекинг синтетикой. Но масло продается, стало быть на передний план выходит маркетинг.

Синтетическое масло имеет стоимость, которая существенно выше минерального, и даже полусинтетического. Потребитель платит за высокое качество и характеристики. При появлении основы, полученной в процессе гидрокрекинга, выясняется, что конечный продукт ненамного хуже чистого синтеза. Есть возможность продавать как бы синтетическое масло по конкурентным ценам.

На упаковке появляется надпись типа «fully synthetic», и счастливый (при этом не сильно обманутый) покупатель экономит деньги, получая действительно качественный продукт. Небольшой обман кроется в терминологии: все-таки 100% синтетика производится из молекул газа.

Дальше вступает в силу национальное законодательство. В некоторых европейских странах обязательно указывать аббревиатуры HC (гидрокрекинг), или PAO (синтетика). Вроде как покупатель должен получить достоверную информацию.

Иное национальное законодательство предполагает добровольное уведомление: например, можно указать на этикетке HC – synthetic, кто знает – тот поймет.

Американские и японские производители убедили сертификационные органы в том, что расщепление и новое соединение молекул также является синтезом. Поэтому в этих странах продукт гидрокрекинга с полным правом относится к синтетике.

Единственный факт реального обмана может возникать только на прилавках торговых сетей. Изначально, производитель определяет стоимость гидрокрекинга существенно ниже, чем синтетики. А вот недобросовестные продавцы могут продавать HC – synthetic по цене 100% синтетики, пользуясь отсутствием достоверной информации на упаковке.

Разберем, какое масло лучше: гидрокрекинговое или синтетическое

Про минеральные масла мы знаем следующее: высокая зависимость от температуры, плохая стабильность при нагрузке, малый срок службы. При этом – отличные смазывающие свойства (пока они не изменились в процессе эксплуатации), и разумеется, низкая стоимость.

Гидрокрекинг или синтетика, что лучше — видео

Свойства синтетических масел также хорошо известны. Продолжительность эксплуатации, высокая температура вспышки, стабильность характеристик, малая зависимость от температуры.

Двигатель легче запускается, увеличивается его мощность. При этом высокая стоимость, плохая экология, нет экономии расхода топлива, характеристики теряются не постепенно, а лавинообразно (нельзя превышать срок замены).

И наконец, гидрокрекинговое масло. Главное преимущество – более низкая (в сравнении с «fully synthetic») цена. Кроме того, эта основа имеет сбалансированные показатели вязкости, которые подходят практически к любому мотору. Отличительная черта этой основы – повышение экономичности.

Недостатки – гидрокрекинговое масло не такое универсальное с точки зрения температуры применения. Оно испаряется: для некоторых двигателей, потребуется долив между сервисными сроками.

Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического?

Если вам нужен именно продукт гидрокрекинга – ищите надпись «HC-Synthese».

Производители, которые хотят выдать гидрокрекинговый продукт за чистый синтез, напротив, постараются информацию о способе производства скрыть. С точки зрения Закона о защите прав потребителей – обмана нет, поэтому признаком чистой синтетики может стать лишь высокая цена или честность продавца. Сегодня, никакой уважающий себя автомагазин не будет продавать HC по цене синтетики.

  1. Достоверную информацию можно получить, если масло произведено в одной из стран Евросоюза. Тогда на этикетке будет аббревиатура HC. Информации о минеральной основе может не быть, а вот 100% синтетика обязательно маркируется соответствующей надписью.
  2. Азиатские страны (Корея, Япония) принимают гидрокрекинг, как синтетику. Соответственно на упаковке вы увидите только 3 градации: синтетика, полусинтетика, минералка. Ориентируемся на цену.
  3. Россия также не считает, что синтетика не может производиться из жидких нефтепродуктов. Поэтому снова минералка, полусинтетика, и две категории (синтез и гидрокрекинг) под общим знаменателем.

Важно! Никаких способов проверки основы моторного масла в домашних (гаражных) условиях не существует. Только профессиональная химическая лаборатория.

Преимущества и недостатки

На самом деле нет смысла тратить время и деньги на экспертизу. Принципиально важно наличие в картере мотора чистой синтетики лишь для высоко форсированных и оборотистых моторов. А для таких автомобилей выбор смазочных материалов жестко регламентирован производителем. Обычно 2-3 марки, которые точно будут синтетическими.

Преимущества и недостатки моторных масел с разными основами — видео

Для остальных автомобилей – гидрокрекинговое масло оптимальный выбор. При современной культуре производства и технологиях, качество основы, полученной из нефти (а затем газойла), не уступает полностью синтезированной из природного газа.

Разница проявляется лишь в экстремальных условиях. А это фактически гоночный режим. Собственно, водители, выжимающие из своих автомобилей предельные возможности – это и есть категория покупателей чистой синтетики. Остальные могут с чистой совестью экономить.

Многие задаются вопросом, видя на прилавках гидрокрекинговое масло – что это за автомасло и к какому типу его причислить: синтетика, полусинтетика или минеральное? В действительности гидрокрекинговое масло – это не полусинтетика, а отдельный вид, не относящийся ни к одному из перечисленных.

Разработчикам удалось создать нечто среднее, и получился состав лучше минерального масла, но немного уступающий синтетическому. Нельзя обойти вниманием и такой факт, как стоимость. Из-за дешевизны технологии, гидрокрекинговые масла стоят дешевле, чем синтетические.

Гидрокрекингом называется современная технология, позволяющая очистить и существенно улучшить свойства минеральной основы до характеристик синтетического масла. Для изготовления применяется нефть, как это происходит и с «минералкой», после чего производится ряд химических процессов, полностью меняющих молекулярную структуру состава. В результате от стартовых характеристик, присущих минеральному маслу, практически ничего не остается.

Тщательная очистка нужна, чтобы уменьшить количество примесей, которые содержатся в первоначальном составе нефти. На выходе получается масляный компонент, не подходящий ни под одну привычную категорию моторных масел – в его основе меньше посторонних «ингридиентов», чем в минералке, но и до синтетики по качеству оно не дотягивает.

На практике это выглядит так: минеральное проходит несколько этапов очистки лишних примесей:

  1. Депарафинизация – чистка, позволяющая минимизировать количество парафинов – именно они повышают температуру застывания автомасел. Конечно, все ненужные примеси удалить таким методом невозможно, и свойства минералки из-за этого ухудшаются.
  2. Гидроочистка – насыщаясь водородом, углеводороды меняют свою структуру (гидрирование), и в результате этот процесс помогает повысить устойчивость автомасла к окислению.
  3. Гидрокрекинг – во время обработки возникает несколько реакций, вследствие чего удаляются соединения серы и азота, расщепляются кольца, насыщаются связи, разрываются парафиновые цепи (крекинг).

По сравнению с синтезом (методом получения синтетического масла) производство гидрокрекинговых автомасел менее затратно, что положительно влияет на исходную цену продукта.

Свойства гидрокрекингового масла

Как бы привлекательно все ни звучало по поводу глубокой очистки, но после нее нефтяной состав теряет некоторые защитные свойства, которые так необходимы двигателю. Несомненно, гидрокрекинг очищает все и вся, а все необходимые вещества впоследствии создаются с помощью присадок.

Но те же вычищаемые смолы, разного рода кислоты усиливают свойства липкости масляной пленки, улучшая его смазывающие качества. А «изъятые» из состава в процессе гидрокрекинга серные/азотные соединения обладают противоокислительными свойствами. Соответственно, часть положительных характеристик благополучно сводится к нулю.

Впоследствии при использовании чистого гидрокрекингового масла можно обнаружить высокий уровень нагара и меньшую устойчивость к коррозии (если сравнивать с синтетическим). Разумеется, все это восполняется присадками, и в итоге, если сравнивать с той же синтетикой, гидрокрекинговые масла выигрывают за счет повышенной вязкости и стойкостью к окислению.

Процесс производства и сами компоненты гидрокрекингового масла нельзя отнести к дорогостоящим, соответственно, первый и существенный плюс – доступная цена при очень неплохом качестве. Кроме этого можно выделить и ряд других достоинств:

  • Минимизация уровня трения;
  • Даже при длительном использовании наблюдается устойчивость к появлению отложений и окислению;
  • Отличная вязкость;
  • Отличное взаимодействие с присадками;
  • Минимальное воздействие на эластомеры.

Из минусов стоит отметить, что моторное гидрокрекинговое масло:

  • Предрасположено к быстрому испарению;
  • Быстрее теряет полезные качества и раньше требует замены по сравнению с синтетикой;
  • Не рассчитано на условия жесткой эксплуатации.

Но при том, что стоит оно значительно дешевле синтетического, с недостатками можно и смириться.

Любое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа - обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа - улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, - они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа - базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа - Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа - полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО - это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов - этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО - высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик - около 225 °C.

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, - это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры - полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы - это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа - пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками .

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer - покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора - мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров - полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена - 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний - посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки - стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние - в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) - чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло - «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых , это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых , это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: -54 ºС - такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, - нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы - и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, - но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз - всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного - поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело - в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором - нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых , скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, - Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых , низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика - тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло - темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем - KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное - при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания - под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе - высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело - конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Xenum WRX 7.5W40

Цена, руб. от 6000

Объем, л 5

KROON Oil Poly Tech 10W‑40

Ориентировочная цена, руб. 5000

Объем, л 5

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Производителей базовых масел и присадок - единицы, а потому разнообразию конечных продуктов взяться неоткуда. Испытанные нами масла выпускают малыми объемами. На таких продуктах отрабатывают новые решения. Kroon Oil - бывшая дочка «Шелла», XENUM часто используется в автоспорте, Cupper и ТОТЕК - новинки российского производства. Отнести масло к той или иной группе бывает сложно: производитель не афиширует его состав. Основная часть - НС-масла, остальные, примерно поровну, - дешевые минералки (популярны за океаном и на Ближнем Востоке) и так называемые полные синтетики.