Музыкальная фраза. Цитаты о музыке Музыкальное предложение и фраза

2. Из чего сложены мелодии

Наверно, каждому из вас приходилось разбирать игрушку или какую-нибудь вещицу, заглядывать внутрь и смотреть, как она устроена. То же самое можно проделать и с мелодией.

Можно спросить: а зачем? Хорошей мелодией можно и так наслаждаться, зачем ещё лезть куда-то внутрь. А особенно чувствительных может даже возмутить такое копание. Кто-кто, а они-то знают, что музыка — это тайна. Так зачем же разрушать эту тайну?

Всё это так, но не будем забывать, что мы музыканты. Или, по крайней мере, пытаемся ими быть. Для того, чтобы сыграть даже самую лёгкую пьесу красиво и умно (не будем забывать, что в музыке тоже есть мысли), надо слышать, как она устроена. Конечно, вам всё объяснит и покажет преподаватель по специальности. Но ведь неинтересно просто нажимать кнопки по указке учителя, как заводная кукла.

А как вы пишете диктанты по сольфеджио? Нотка за ноткой? Не годится. На самом деле диктант - довольно простая штука, его очень легко запомнить, если сразу расслышать, как он устроен.

Заметили? Я нигде не употребил слово «знать», зато два раза написал «слышать». Музыка — действительно тайна, и её голыми знаниями не возьмёшь. Неграмотные уши могут немножко больше, но тоже очень мало. Поэтому имеет смысл продолжить изучение музыкального языка.

Вот мелодия «Арии», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл :

WWW

Теперь в звуковых примерах будет не только выписанная строчка, но и все остальные пласты музыкального произведения.

Кроме того, фрагменты будут звучать на тех инструментах, для которых написаны.

Сыграйте и послушайте эту мелодию. Сразу слышно, и даже видно глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями — кадансами . А соединённые вместе, они составляют музыкальную мысль — мелодию. Такая форма мелодии из двух половинок называется в музыке периодом . А половинки — это предложения : первое и второе. Обратите внимание: в обычном языке высказанная до точки мысль называлась бы предложением. А здесь предложениями называются половинки. А всё вместе — период. Послушайте, как стройно звучит мелодия, благодаря такому простому и чёткому строению. Поэтому её очень легко запомнить.

А теперь возьмём лупу и приглядимся к первому предложению. Видите? Всё оно состоит из перемещений и вариантов одного музыкального кусочка:

Это самый маленький кусочек, по которому можно узнать эту музыку. Если попробовать раздробить и его, то получатся отдельные интонации, в которых потеряется «лицо» этой музыки. Можно сказать, что этот кусочек — самая маленькая выразительная частица мелодии . Есть у него и специальное название — мотив . Иногда говорят: «Вот, привязался ко мне этот мотив!». Действительно, «привязывается» обычно какой-нибудь маленький кусочек музыки. Но когда говорят: «это поётся на мотив такой-то песни», имея в виду целую песню, то это неправильно. А как правильно? Ну, разумеется, «на мелодию песни».

В каждом мотиве, как и в слове, обязательно есть ударение — акцент . Так же, как и ударения в разных словах (например, «мáма», «картúна», «хорошó»), акценты могут быть в начале, середине или конце мотива.

В примере 10 акцент-ударение на первом звуке. И состоит наш мотив из трёх интонаций. А бывают мотивы и из одной интонации. Как у Иоганнеса Брамса в Четвёртой симфонии:

WWW

А тут я не удержался и дал звуковой пример подлиннее. Жалко сразу обрывать такую красивую музыку.

Вернёмся к «Арии» Пёрселла. В то далёкое время, когда он жил, не принято было ставить в нотах лиги. То, что вы видите в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги — две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы . И не только знает, но и слышит, что первые две фразы совпадают с мотивами, а третья включает в себя два разных мотива:

Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не даёт ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.

Во втором предложении фразы ведут себя точно так же. Сравним последние фразы обоих предложений:

Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это ещё не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.

Мы попытались услышать и понять, как из интонаций рождается мотив, а из мотивов сплетается мелодия. Можно попробовать сплести из мотивов Пёрселла другую мелодию:

Видите, я не стал «закруглять» первое предложение и «разогнался». А для того, чтобы не «расшибиться», мне пришлось изменить направление фраз во втором предложении, а в самом конце «затормозить» совсем новым двутактом. Но весь этот эксперимент я проделал с одной-единственной целью: пригласить вас к творческому соревнованию. Потому что лучше всего поймёшь, когда сделаешь сам.



) в музыке - закрытая в себя структура, которая в большинстве случаев является частью более крупной музыкальной структуры; более конкретно, подразделение музыкального метра , имеющее своё собственное музыкальное значение, состоящее из фигур , ячеек , более часто, мотивов , а комбинация самих фраз образует мелодию , период и другие секции ; или продолжительность, в которой певец или музыкант может, соответственно, петь или играть в одно дыхание.

Этимология

Термин, сходный с предложением , стихом и т. п., был взят из лингвистического синтаксиса в музыкальный словарь для обозначения «коротких музыкальных единиц разной длины: фраза обычно длиннее мотива, но короче, чем период» . То сходство, между музыкальной и лингвистической фразой, что фраза не является предложением (синоним предложения в музыке - музыкальный период ), но может его образовывать, также сохранилось.

Современное значение

Хотя аналогию между музыкальной и лингвистической фразой часто проводят, «это один из самых неоднозначных терминов в музыке … никакая согласованность в использовании термина не может быть достигнута … только с помощью очень простого типа мелодии, в особенности для некоторых танцев, термин может быть использован с некоторой однозначностью» . «Несмотря на тот факт, что она может применяться для двухтактной так же, как и для семитактной, или даже большей, структурной единицы, она часто ошибочно используется для выделения одной или нескольких частей» . В общей практике фраза часто обозначает четыре части или меры такта длинной кульминации в более или менее определённом ритме .

Чарльз Буркер определил фразу как «любую группу, измеренную (включающую одну группу или, возможно, даже одну долю), которая имеет в некоторой степени структурную полноту . Некоторые считают, что чувствуют эту полноту: мы слышим в шагах не нотацию на страницах. Чтобы быть такой полной группой, по-видимому, необходимо иметь окончание некоторого типа … . Фразы описывают только шаг тональной функции. У них не создаются лиги или легато для исполнения … . Фраза не является только шагами: она также имеет ритмическое измерение, при разработке, в дальнейшем, каждая фраза содействует разработке общей ритмической организации.»

Ритмическая фраза - ритмический аспект, конструкции и связи между фразами и, «несколько шаблонно, но и само существование музыки и в её бесконечном разнообразии. Обнаружение рабочей ритмической фразы - путь для понимания и эффективного её исполнения.» Термин был популяризован William Rothstein’s: Ритмические фразы в тональной музыке . Термин включает перекрытие, передачу, расширение, новоинтерпретацию и извлечение.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фраза (музыка)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Фраза (музыка)

Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
  • ФРАЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ
    см. Музыкальная …
  • ФРАЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. phrasis - выражение) ..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией...2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать …
  • ФРАЗА
    [от греческого выражение, оборот речи] 1) законченный оборот речи, предложение; 2) в музыке всякий отдельный, относительно завершенный музыкальный оборот, законченная …
  • ФРАЗА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Законченное высказывание, предложение. Писать длинными фразами. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. Это всего лишь …
  • ФРАЗА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. Законченное высказывание (в 3 зяяч.). Длинная, короткая ф. 2. Напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания. …
  • ФРАЗА
    ФР́АЗА МУЗЫКАЛЬНАЯ, см. Музыкальная форма …
  • ФРАЗА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФР́АЗА (от греч. phrasis - выражение), отрезок речи между двумя паузами, объединённый интонацией. Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЭКСЦЕНТРИКА, трюковое исполнение музыки на обычных или на эксцентрич. муз. инстр-тах (бокалах с водой, стиральных досках и …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА, см. Механические музыкальные инструменты …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ФОРМА, комплекс выразит. средств, воплощающих в муз. произв. определ. худ. содержание. Строение, структура муз. произведения. В каждом произв. М.ф. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ, муз.-сценич. произв. комедийного характера (разновидности комической оперы, оперетта, зингшпиль, мюзикл, пьеса с …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МУЗЫЌАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ", муз. критико-публицистич. журнал, с 1957, Москва. Учредители (1998) - Союз композиторов РФ, Мин-во культуры РФ, Издат. объединение "Композитор", …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ДРАМА, одно из ранних (17-18 вв.) названий оперы. Со 2-й пол. 19 в. опера, в к-рой музыка подчинена драм. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ ГРАМОТА, начальный муз.- теоретич. учебный курс. Включает нотную грамоту и первонач. сведения о музыке, её элементах и выразит. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКУСТИКА, наука, изучающая объективные физ. закономерности музыки, раздел музыковедения и общей акустики. Исследует соотношения высот (частот колебаний), громкость (см. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МУЗЫЌАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ", ежеквартальный науч.-теоретич. и критико-публицистич. журнал, с 1933 (осн. как ж. "Сов. музыка", с 1992 совр. назв.), Москва. Учредители …
  • ФРАЗА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    фра"за, фра"зы, фра"зы, фра"з, фра"зе, фра"зам, фра"зу, фра"зы, фра"зой, фра"зою, фра"зами, фра"зе, …
  • ФРАЗА в Словаре эпитетов:
    О длине, завершенности, грамотности фразы; о ясности, содержательности, выразительности фразы. Афористическая, бессмысленная, бессодержательная, бесцветная, блестящая, бойкая, выразительная, гладкая, глубокая, горячая, …
  • ФРАЗА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (ОТ греч. phrasis — выражение, способ выражения) — 1) основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность к-poro создается …
  • ФРАЗА в Словаре лингвистических терминов:
    (от греч. phrasis — выражение, оборот речи). 1) Наименьшая самостоятельная единица речи, выступающая как единица общения. В таком понимании термин …
  • ФРАЗА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. phrasis выражение, оборот речи) 1) законченный оборот речи, предложение; 2) любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы …
  • ФРАЗА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. законченный оборот речи, предложение; 2. любая небольшая и относительно законченная часть муз. темы …
  • ФРАЗА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. выдумка, предложение, речь || стереотипная фраза, …
  • ФРАЗА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: выражение, оборот, …
  • ФРАЗА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность …
  • ФРАЗА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    фраза, …
  • ФРАЗА в Орфографическом словаре:
    фр`аза, …
  • ФРАЗА в Словаре русского языка Ожегова:
    напыщенное выражение, прикрывающее бедность или лживость содержания Пустые фразы. Избегать фразы. фраза законченное высказывание N3 Длинная, короткая ф. фраза ряд …
  • ФРАЗА в Словаре Даля:
    жен. , франц. оборот речи, выраженье, речь. Фразеология, особенность оборотов речи языка и ученье о сем. Фразер, пустослов, пустобай, краснослов; …
  • ФРАЗА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. phrasis - выражение),..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией…2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению …
  • ФРАЗА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    фразы, ж. (греч. phrasis). 1. То же, что предложение 2 в 1 знач.; вообще - сочетание слов, выражающее законченную мысль. …
  • ФРАЗА в Толковом словаре Ефремовой:
    фраза ж. 1) Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2) а) Словесное выражение мысли. б) Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, …
  • ФРАЗА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. 2. Словесное выражение мысли. отт. Напыщенные неискренние слова, прикрывающие лживость утверждения, неблаговидность поступка; …
  • ФРАЗА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Отрезок речи, выражающий законченную мысль и являющийся достаточно самостоятельным в интонационном отношении; словесное выражение мысли. 2. перен. …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
    форма, в широком философско-эстетическом смысле слова - комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно-художественное содержание. При …
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА: СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ в Словаре Кольера:
    К статье МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Антракт (франц. entracte, от entre, "между" и acte, "действие"). Инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, …
  • ДОКТОР ХАУС в Цитатнике Wiki.
  • 10-Й ДОКТОР - СЕЗОН 3 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-02 Time: 05:30:28 = The Runaway Bride = *(""После появления Донны в ТАРДИСе."") * Донна: Где я? * …
  • ФУКО в Словаре постмодернизма:
    - сочинение Делеза ("Foucault", 1986). Книга состоит из двух частей. В первой - "От архива к диаграмме" - размещены две …
  • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
    Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
  • БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Бортнянский, Дмитрий Степанович, - знаменитый русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы (1751 - 1825). Родился в городе Глухове …
  • ENJAMBEMENT в Литературной энциклопедии:
    [французское — перенос] — несовпадение синтаксического и ритмического членения стихового отрезка с вытекающим отсюда разрывом синтаксического ряда и перенесением части …
  • МУЗЫКОВЕДЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    наука о музыке, область искусствоведения. Отрасли музыковедения - теория музыки, история музыки, музыкальная палеография, музыкальная этнография (музыкальная фольклористика, изучение профессиональной …
  • ЮГОСЛАВИЯ
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Фразировка в музыке

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой речью. Так же как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз (предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем произносить отдельные буквы или слова, никто не поймет смысл сказанного и, тем более, не почувствует характер и эмоциональную окраску передаваемой информации.

Также и в музыкальной речи - необходимо группировать отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики (усиление или ослабление громкости звучания)и звукоизвлечения (легато, стаккато), чтобы создать целостность, передать характер и образ музыкального произведения.

Фразировка - это средство музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение музыкального произведения на фразы и предложения.

Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение у одного исполнителя может звучать скучно и монотонно, а у другого обретать яркость красок, эмоций и образов.

Для того чтобы научится искусству фразировки старайтесь побольше слушать музыку, причем не только фортепианную, и обращать внимание на то как исполнитель объединяет звуки в музыкальные предложения.



Особенно отчетливо можно почувствовать особенности фразировки в вокальных произведениях: песнях и романсах. Вокалист набирает дыхание, как правило, между смысловыми фразами. Поэтому, разучивая новое произведение, попробуйте пропеть мелодию и у вас выстроятся логические фразы.

А теперь потренируемся искусству фразировки на примере романса. Сначала спойте эту мелодию, а затем сыграйте ее на фортепиано вместе с вашим голосом. Старайтесь объединять фразы, логически связывая их с текстом романса.

В известном фортепианном произведении Л. ван Бетховена "К Элизе" очень ярко выражено разделение на мотивы и фразы. В этом примере мотивы выделены лигами. Сыграйте сначала каждый мотив, а затем объедините их в фразы. В этом музыкальном отрывке фразы выстроены по 4 такта (затакты, с которых начинается произведение и все следующие фразы, не считаются).

Помните, не 7 банальных нот передают шум морского прибоя или звон колокольчиков, веселый праздник или глубокую скорбь, задушевную беседу или военное сражение. Яркость образов достигается с помощью фразировки, а умение ей пользоваться отличает профессионального талантливого музыканта, отражает его художественный вкус и творческую фантазию.

Лично я понимаю это вот как. Музыка - это дополнительный способ коммуникации, ещё один язык. Но с одной важной отличительной особенностью. Общение при помощи слов всегда завязано на рассудок. Слова всегда контроллируются разумом, поэтому у тяжело больных, сумасшедших и сильно пьяных вместо речи получается бред. Музыкальный язык контролируется волей. Тут под волей я имею в виду не ту сказочную штуку, при помощи которой бросают курить. Воля - чувства. Много их. Тепло, больно, грустно, счастливо.... Это такое вступление у меня. Так вот, фразировка - это, по аналогии с обычным языком, начитанность, словарный запас... Для примеру: мы все встречали на улице молодых людей, ведущих довольно примитивное общение и через слово вставляющих "короче". Это их фразировка. Точнее, её отсутствие. И гораздо приятнее слушать того, чья речь богата различными оборотами:
"Премногоуважаемый сударь, не будите ли вы так любезны, как только у вас появится свободное время, соизволить сойти с моей ноги. Мне очень не хотелось беспокоить вас по таким пустякам, но право, сударь! Очень больно и к тому же, этот автобус по всей вероятности подьезжает к точке моего назначения. И мне во что бы то ни стало нужно выходить именно тут...."
Это пример того, что можно сказать вместо 10 "короче" подряд. Многоуважаемые мэтры! Я правильно излагаю?

Сейчас пойдёт вкусовщина, но...
Лично для меня примеры классной фразировки следующие.

Gary Moore - I Love You More Than You"ll Ever Know.
Потрясающий рассказ, тем более с учетом того, что в гармонии к соло нет важнейшей функции– доминанты. Доминанта как контраст весьма облегчает построение фраз.

Led Zeppelin - Since I"ve Been Loving You.
С учетом того, что лично для меня у Пэйджа далеко не всё отлично с фразировкой (это касается концертных записей), соло в этой песне – шедевр. Настоящий рассказ.

AC/DC - The Jack.
Вкуснющий блюз от маэстро Янга. Добавить нечего, это надо слушать, и снимать, как отличный пример построения «слов» и «фраз» из мажорных и минорных блюзовых ликов.

Krokus - Streamer. Must have, однозначно! Хоть Томми Кефир и был наркоманом, там на него снизошел гений! Особенно второе соло – это блин Война и мир в блюзе! Отличный пример звучания добавленных нот в пентатонике.

Часть 2.
Теперь о ноте 4 ступени ре минора – ноте G. Как правило, она редко берется на минорную тонику, и обязательно разрешается, чаще – в 3 ступень F, реже – в 5 ступень A. При этом, разрешаясь в F, она дает лирический образ, помните, у Блэкмора в Maybe Next Time задержание D – C на аккорд Am в самом начале композиции? Разрешение в 5 ступень дает холодное, спокойное звучание, не имеющее признаков печали, грусти, которые в этом случае может нести лишь сам минорный тонический аккорд. Таким образом, играя на аккорд Dm ноту G, у нас есть выбор – выбор настроения. Будучи сыграна без дальнейшего разрешения, эта нота расширяет звучание аккорда, но лучше, имхо, играть её не на Dm, а на Dm sus4, или Dm add4.
Будучи сыграна на аккорд 4 ступени (здесь – Gm), нота звучит аналогично ноте 1 ступени, сыгранной на аккорд 1 ступени. Так что здесь следует подумать, как подойти к взятию этой ноты, играть ли ее одну, или разрешать в нее соседние ноты. Дело вкуса каждого.
Что касается мажорного доминантсептаккорда, или аккорда A7 в данном случае, то нота G является септимой к нему и обостряет звучание и без того напряженного аккорда, «напрягает нервы» слушателя, приковывая к мелодии внимание. Это высказывание имеет смысл, если перед нотой G не брать ноту F, вообще не очень удобно звучащую на A7, в этом случае настроение мелодии становится более «драматическим», «героическим», ведь мелодия же идет вверх. То есть тут опять дело вкуса каждого.
Нота 5 ступени ре минора – A (ля).Она «поднимает» мелодию ввысь, звуча как несогласие с чем-либо, эдак «непокорно» и оригинально, особенно если комбинировать её с не слишком ожидаемыми мотивами после нее, так как сама по себе звучит довольно заурядно. Хотя весьма украшает мелодию. Кстати, подобное настроение создает и нота 1 ступени лада, взятая на аккорд 4 ступени, здесь – D на Gm.
Взятая на A7, или аккорд 5 ступени, нота A является лучшей кульминацией, естественным и, как ни грустно, самым ожидаемым итогом соло, хотя от того её красота ничуть не страдает. Про то, в какой октаве брать ноты, кстати, поговорим чуть позже, от этого тоже сильно зависит настроение.
На аккорд 4 ступени (Gm) нота 5 ступени звучит грустно, подобно ноте E на аккорд Dm. И может даже никуда не разрешаться, от этого её настроение чуть меняется, звучание аккорда получается расширенным, хотя и не таким «чувствительным», как в случае с нотой E на аккорд Gm, описанном ранее.
Вписывая ноту 5 ступени в аккорд 6 ступени, мы получаем настроение надежды, радостной или грустной в зависимости от того, куда разрешится нота. Но лучше она звучит не на аккорд Bb, а на Bbmaj7. Звучание аккорда расширяется.
Нота Bb. 6 ступень лада ре минор. Практически не играется самостоятельно на минорный тонический аккорд, применима, пожалуй, лишь с непременным разрешением в 5 ступень или как очень кратковременная окраска мелодии в испанский колорит. Уж очень она диссонирует с аккордом 1 ступени.
С аккордом 4 ступени уже полегче. Там нота 6 ступени является нотой, придающей минорное звучание аккорду (напоминаю – лад минорный, Dm). Дает настроение, схожее с тем, что получается при взятии ноты 3 ступени на аккорд первой ступени, с той разницей, что настроение становится ещё обостреннее, отчаяннее, как будто какое-то горе или наболевшее чувство просит выхода, вместе с тем, она очень ожидаема в мелодии, когда идет оборот 1 – 4, или Dm – Gm. Я стараюсь без необходимости не использовать её, но все зависит от настроения.
На Аккорд 5 ступени нота звучит примерно так же, как на аккорд 1 ступени, то есть необычно, но и не слишком удобно. Но, впрочем, если вам по душе мелодические эксперименты в стиле Роберта Фриппа – чего тогда думатьJ. Опять звучание становится совсем не блюзовым, скорее, в стиле латина. Такая вот блин связка – нота Bb и аккорд A7...

Теперь поговорим о не совсем обычных нотах, зачастую не принадлежащих тональности, и тем не менее дающих особую окраску и настроение мелодии.
Самая первая нота, что пришла мне на ум - #6 ступень в минорной гамме, то есть, повышенная на полтона 6 ступень. В ля миноре это нота F#, в ре миноре – B, и так далее. Просто берете 6 ступень минорной гаммы и повышаете на полтона. Звучание, создаваемое этой нотой на аккорд 1 ступени, можно охарактеризовать как очень необычное, холодное, «отстраненное» от слушателя. В блюзовом контексте она прозвучит очень красиво, особенно, если к ней взять бенд на тон, так, «захлебываясь», выражаются крайнее душевное напряжение и отчаяние...На минорный аккорд 4 ступени лада нота #6 ступени не берется, т.к. противоречит его минорному строю. На аккорд 6 ступени – аналогично. А вот на доминанту эта нота тоже прекрасно звучит, попробуйте сами, я затрудняюсь описать ее настроение, скажу лишь, что это необычно.
Теперь, естественно, самая любимая народом ступень – b5 J Ну что б мы без нее делали...
Хотя здесь все понятно, тем не менее, разберем еще несколько нюансов. Нота на b5 ступени редко берется самостоятельно, и почти сразу разрешается. Но если ее брать, не разрешая в соседние ноты, можно получить очень оригинальное звучание. Итак, на аккорд 6 ступени. В тональности ре минор это Bb7, в ля миноре это F7. Я неспроста написал септаккорды, они звучат очень выразительно, хотя и не везде их можно применить. Нота b5 ступени лада является в них септимой, то есть входит в их состав. Звучит на них она очень характерно, блюзово, в такой старой блюзовой манере. Тут надо пробовать самостоятельно.
Также нота b5 ступени удачно ложится на минорный аккорд 7 ступени, в ля миноре, к примеру, это Gm (и характерный оборот Gm – A7 – Dm7). Она полностью проявляет «ожидающий» оттенок аккорда, и звучит очень оригинально, если на нее правильно выйти. Но там, скорее всего, не получится дать звучать ноте без скорого разрешения. Уж очень непривычно для уха она звучит.

За всех не скажу. Но для меня, лично, быстрые наигрыши (ограничимся пока каким-нибудь блюзовым соло, ОК?) - это как некий фразеологизм -"Понимаешь,...", "...короче, смотри...." "Послушай, старик..." "Согласись..." ".. ну, ведь так же?.." , а между ними идёт само повествование, о чём, собственно, речь - что музыкант хотел донести в плане настроения, смысла...

А когда человек начинает быстро-быстро тараторить все эти "...,короче,..." "...,типа,..." "...,то есть,...", то реально хочется попросить, чтобы он уже остановился и попытался чуток подумать и сформулировать смысл сообщения.

Но тут, да.. Дело вкуса, конечно.
Тут уж, кто на чём завернулся. И на сколько его завороты могут быть интересны другим.
Просто даже у Вас в обоих фразах прозвучала "техника", но не "музыка". А "техника" - понятие совсем уж индивидуальное, на крайний случай, для очень узкого круга любителей. "Музыка", "мелодия", "энергетика", "душа" - определённо шире - вот к ним должна бы вести любая "техника", если её используют в мирных целях.

Дополню небольшим конспектом из книги Л.Мазель "О мелодии".
Характеристика ступеней лада (при условии опоры на них):
1 - стойкий решительный
2 - побуждающий, полный надежд
3 - ровный спокойный
4 - унылый, внушающий страх
5 - величественный яркий
6 - грустный, жалобный
7 - пронзительный, чувствивтельный
b3- печаль, суровость, трагичность
b6- острая неудовлетворённость, боль
b7- тихое скорбное чувство

Лидийский мажор - ув.4 даёт большую резкость, интенсификацию мажорности
Миксолидийский мажор - смягчённый мажор, с суровым оттенком
Дорийский минор - просветлённый, ув.6 - сияние во мгле натурального минора
Фригийский - суровый
Локрийский - скованный, неустойчивый, фантастический

Характеристика Тональностей (Франсуа Геварт):
Мажор/минор
c -твёрдый/патетический
f -мужественный пасторальный/печальный, религиозная страсть
bb-гордый/сумрачный
eb-величественный/суровый, глубокая печаль
ab-благородный
db-важный
gb-мрачный
g -весёлый/поэтический
d -блестящий триумфальный/мужественный
a -радостный/легкий
e -сияющий/светлый
b -могучий/скорбный, мрачная патетика
f#-жесткий/взволнованный

В клубе! Хорошая тема, особенно для любителей вязнуть в пентатонике в одном боксе

Цитата: Mishok от Апреля 03, 2012, 10:09:17

Одна мысль по этому поводу есть, чтобы была подача и эмоции, в каждой извлекаемой ноте надо быть уверенным на 146 100 процентов. Если, при игре есть какие-то сомнения, неуверенности, то все эмоции уходят.

В блюзовых соло, имхо, выбор нот вторичен. Т.е. можно обойтись одним боксом, 3-4-мя нотами. Важнее ритмическая и артикуляционная часть. Или так: ты рисуешь картину, холст - аккомпанемент, рамки у тебя блюзовый квадрат. Можно накопипастить коллаж, можно залить все краской, можно аккуратно в уголке виньеточку, или там орнамент хитрый по диагонали. Чем сложнее аранжировка, тем больше мастерства требуется от солирующего, чтобы вплести свой узор в уже плетущийся. С другой стороны, простая аранжировка толкает на усложнение и преукрашивание сольной линии.
Имхо, главный критерий блюз-соло - его жизнеспособность и необратимость. Оно должно быть неотъемлемой частью песни, как будто нет никакого соло, просто песня такая
Вообще считаю нужным напомнить, что слушателю пофиг что там за лады-пентатоники вы играете, им надо, чтоб "за душу брало" - вот тут как раз интересны фразировка, вопрос-ответ - нечто, несводимое к нотам и аккордам, какое-то такое, что можно на уровне мимики и жестов показать
(вдруг мне в голову пришла замечательная креативная идея, пойду запишу, чтоб не забыть)

Продолжу писать свои мысли по поводу "математизирования" блюзового соло.

Теперь о ритмике. Из учебника по классической форме Способина, я узнал, что мотивы (кои выше назывались ликами), можно классифицировать по ритмическим акцентам. Названия всех ямбов, хореев и т.п. тут не буду писать, пока. Главное - мотив может начинаться на сильной или слабой доле и заканчиваться на сильной или слабой доле.
Применительно к блюзу (а уж от него и к року и далее) про ритмы я сделал следующие выводы:
1. мотив, начинающайся с затакта звучит более уверенно, более лучше, более сильно, чем тот, который со слабой доли.
2. с окончанием похожая история. Окончание на слабой доле, с последущей лигой на сильную, особенно для ритма "шаффл" для моих ушей твёрже, чем окончание на сильную. Наверное это связано со смещением акцентов в американской блюзово-джазовой музыке. Т.е. опорный устойчивый звук сильно звучит на чётных восьмых и тянется, естественно дальше.

Сказанное, не означает, что начинать надо на слабую и заканчивать ей же. Но эти аспекты ритма, ИМХО, также существенны при фразировке.

Так вот, для фразировки, ИМХО, также важно проработать ритмическую составляющую мотива, попробовав смещение его на разные доли.

ИМХО, в некий момент стоит бросить алгоритмизацию и "разъятие музыки как трупа и проверки алгеброй гармонии" и больше довериться слуху и интуиции.

Искусство, в моем понимании, в противопоставление ремеслу, как раз и обозначает переход абсолютно любого навыка на некий интуитивный, подсознательный уровень, где мы можем влиять на результат лишь опосредовано, часто не в состоянии даже объяснить, как именно он получается. Причем, без разницы какого навыка, будь это метание ножей, резьба по камню, игра на гитаре или доведение девушки до оргазма.

Теория - вещь хорошая, но ей не надо злоупотреблять - она мешает чувствовать.

ИМХО, надо слушать и импровизировать, экспериментировать с акцентами, длительностями, разными приемами, фишками и ликами. Упомянутое смещение акцентов на четные доли (ака синкопа) позволяет творить со всем этим абсолютно все, что душе угодно. Размер и длительность нот как таковые приобретают лишь некое приблизительное, ориентировочное значение.
Границы - только чувство меры, гармонии и музыкального вкуса гитариста.

По блюзовой фразировке, ящитаю, надо следующее:
0. знаем гармонию и пентатонику + блюзовую пентатонику
1. устаканить, как звучить каждая устойчивая нота аккорда, на один из трёхаккордов гармонии.
2. уяснить, что куда тянется (бенды), они как правило идут к устойчивым, поэтому частичная отсылка к п.1
3. посмотреть структуру фразировки в предложении, характерные фразировочные штампы, например на такты 1-4
лик вопрос - лик ответ - лик довесок (пробежка по пентатонике)
лик вертушка - лик вопрос - лик ответ