Сколько дается времени на атаку корзины соперника. Правила игры баскетбол

Начнем с правила 3-х секунд. Игрок не должен оставаться в ограниченной зоне команды соперников более трех секунд подряд в то время, когда его команда контролирует живой мяч в передовой зоне и игровые часы включены.

Исключение должно быть сделано игроку, который:

пытается покинуть ограниченную зону;

находится в ограниченной зоне в то время, когда он или его партнер находится в процессе броска и мяч покидает или уже покинул руку(-и) игрока при выполнении броска с игры;

ведёт мяч в ограниченной зоне с целью выполнить бросок с игры, находясь в ней менее 3-х секунд.

Следует обратить внимание на то, то игрок можете стоять в 3-хсекундной зоне, пока мяч не перешел на сторону команды соперника. Игорок может оставаться в зоне, в том случае, если партнером производится бросок по кольцу. Ну и чтобы выйти из зоны, нужно выйти обеими ногами (а не одной, как это зачастую бывает).

Правило 8-ми секунд. Каждый раз, когда:

игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне;

при вбрасывании мяч касается или мяча правильно касается любой из игроков в тыловой зоне и команда игрока, выполнявшего вбрасывание, продолжает контролировать мяч в своей тыловой зоне, эта команда должна перевести мяч в свою передовую зону в течение восьми 8-ми секунд.

Команда переводит мяч в свою передовую зону, когда:

мяч, который не контролирует никто из игроков, касается передовой зоны;

мяч касается или мяча правильно касается нападающий, который обеими ногами находится в контакте со своей передовой зоной;

мяч касается или мяча правильно касается защитник, который частью своего тела находится в контакте со своей тыловой зоной;

мяч касается судьи, который частью своего тела находится в передовой зоне команды, контролирующей мяч;

во время ведения из тыловой зоны в передовую мяч и обе ноги игрока, который его ведет, находятся в контакте с передовой зоной;

Отсчет восьми 8-ми секунд продолжается с любого оставшегося времени на момент остановки, когда той же команде, которая перед этим контролировала мяч, предоставляется вбрасывание в тыловой зоне в результате:

выхода мяча за пределы игровой площадки.

травмы игрока этой же команды.

ситуации спорного броска.

обоюдного фола.

компенсации одинаковых наказаний против обеих команд.

Главное, на что следует обращать внимание, это обе ноги должны перейти на сторону команды соперника, в противном случае последует потеря мяча.

Правило 24-х секунд. Обратимся к первоисточнику, изданному федерацией баскетбола (ФИБА):

Каждый раз, когда:

игрок устанавливает контроль над живым мячом на игровой площадке;

при вбрасывании мяч касается или мяча правильно касается любой из игроков на игровой площадке и команда игрока, выполнявшего вбрасывание, продолжает контролировать мяч, эта команда должна выполнить бросок с игры в течение двадцати четырех секунд.

мяч должен покинуть руку игрока прежде, чем прозвучит сигнал устройства 24-х секунд;

и после того, как мяч покинул руку игрока, он должен коснуться кольца или войти в корзину.

Когда бросок с игры выполняется непосредственно перед окончанием 24-хсекундного периода и сигнал устройства 24 секунд звучит в тот момент, когда мяч находится в воздухе, то:

если мяч входит в корзину, никакого нарушения не происходит, сигнал игнорируется и попадание засчитывается.

если мяч касается кольца, но не попадает в корзину, никакого нарушения не происходит, сигнал игнорируется и игра продолжается.

если мяч не касается кольца, происходит нарушение. Однако если команда соперников устанавливает немедленный и очевидный контроль над мячом, сигнал игнорируется и игра продолжается.

Все ограничения, которые связаны с помехой попаданию и помехой мячу при броске, должны учитываться.

Если судья останавливает игру:

при фоле или нарушении (но не при выходе мяча за пределы игровой площадки), совершенном командой, не контролировавшей мяч;

по любой другой причине, связанной с командой, не контролировавшей мяч;

по любой причине, не связанной ни с одной из команд, то право на владение мячом должно быть предоставлено той же команде, которая перед этим контролировала мяч.

В случае если вбрасывание проводится в тыловой зоне, показания на устройстве двадцати четырех секунд должны быть сброшены к 24 секундам. В случае если вбрасывание проводится в передовой зоне, показания на устройстве 24-х секунд должны быть установлены следующим образом:

если на момент остановки игры на устройстве 24-х секунд остается 14 секунд и более, то показания на устройстве не должны быть сброшены, а отсчет должен продолжаться со времени остановки;

если на момент остановки игры на устройстве двадцати четырех секунд остается тринадцать секунд и менее, то показания на устройстве должны быть сброшены к 14 секундам.

Однако если, по мнению судьи, команда соперников будет поставлена в невыгодное положение, отсчет 24-х секунд должен продолжаться со времени остановки.

Если происходит ошибочное звучание сигнала устройства 24 секунд звучит в момент, контроля одной из команд мяча или если ни одна из команд не контролирует мяч, сигнал игнорируется и игра продолжается.

Но если, по мнению судьи, команда, которая контролировала мяч, была поставлена в невыгодное положение, игра должна быть остановлена, показания времени на устройстве 24 секунд должны быть исправлены и мяч должен быть предоставлен этой же команде.

Правило 5-ти секунд. А это самое интересное правило, часто называемое "плотноопекаемый игрок". О нем практически не знает никто из игроков-любителей, оно не судится в рамках стритбольных турниров, а в США его вообще нет. Ниже приведем основные особенности данного правила.

Плотноопекаемый игрок, который держит живой мяч на игровой площадке, считается плотноопекаемым, когда соперник находится в активной защитной стойке на расстоянии не более одного метра. Плотноопекаемый игрок должен передать, бросить в корзину или повести мяч в течение пяти секунд.

Собственно, если в течении 5 секунд происходит плотная защита с игроком, а он не начал ведение - судья должен свистеть нарушение. Если игрок завершил ведение и соперник вновь приблизился вплотную к нему - опять нарушение (соответственно, по истечении 5 секунд).

Баскетбол входит в число любимых и популярных видов спорта во всем мире. При этом ответ на вопрос о том, сколько четвертей в баскетболе, и какова их длительность, у многих вызывает затруднения. Такие понятия как четверть, овертайм, перерыв, таймаут знакомы всем профессиональным спортсменам, но у простых людей такие термины часто вызывают вопросы.

Особенности учета времени

В баскетболе отсчет времени ведется только при непосредственной игре, то есть когда спортсмены удерживают или ведут мяч. Ответственность за правильность подсчета лежит на арбитре, который следит за временем при помощи секундомера. При появлении пауз, нахождении мяча за пределами игровой площадки, время останавливается и вновь стартует после возобновления игры мячом.

Время зависит от организатора проводимых соревнований, поэтому оно при проведении баскетбольных матчей в Северной Америке и Европе отличается. НБА и ФИБА трактуют время по-разному, и для исключения ошибки в ответе на вопрос о том, сколько длится время игры, стоит уточнить, о какой ассоциации идет речь.

Для НБА характерно немного большее время четверти, которое превышает длительность ФИБА на 2 минуты. Связано это с более рекламным характером американских соревнований.

Ранее баскетбольный матч состоял из 2 таймов продолжительностью по 20 минут. В 2000 году правила были изменены. Сегодня весь период игры разбит на четверти, продолжительность которых может немного отличаться в зависимости от вида соревнований.

Длительность четверти бывает:

  • 10-минутная;
  • 12-минутная.

Более длительный период характерен для соревнований Национальной баскетбольной организации, так называемой НБА. Во всех остальных баскетбольных турнирах длительность четверти всегда одинакова и составляет 10 минут. Общее время игры составляет 48 минут для НБА и 40 для остальных соревнований.

При организации соревнований в университетах и школьных учреждениях часто пренебрегают данными правилами. В связи с этим на таких соревнованиях, как правило, игра состоит из 2 периодов, продолжительностью по 20 минут.

Организация матча

Игра всегда начинается с выполнения спорного броска на центральном круге площадки. Судья подбрасывает мяч вертикально вверх между представителями каждой команды. Мяч нельзя брать в руки, поэтому для начала отсчета матча спортсмен должен только прикоснуться к нему.

Первые правила баскетбола не ограничивали спортсмена во времени возможного владения мячом.

Сегодня на атаку дается определенное время:

  • 24 секунды для всех соревнований, кроме игр НБА;
  • 32 для спортсменов Национальной ассоциации.

Начало отсчета начинается с момента попадания мяча в руки игрока. На соревнованиях в состав бригады судей всегда входит оператор 24 секунд, который следит за соблюдением правила владения спортсменом мяча. По прошествии времени для броска спортсмен должен передать мяч другому члену команды, в противном случае судья подает сигнал свистка, и игра прерывается. Существуют временные ограничения по владению мячом:

  • за первые 8 секунд спортсмен обязан провести мяч из своей половины на поле противника;
  • при вбрасывании или выполнении штрафного броска время не может превышать 5 минут;
  • время для прохождения под кольцом не может превышать 3 секунд.

Во время матча тренер каждой команды может взять дополнительное время на перерыв. Количество таких перерывов и время организации зависит от наставника команды. В баскетболе каждая из сторон может воспользоваться правом на перерыв не более 5 раз. Один раз перерыв можно сделать в овертайме . При этом существует следующее ограничение:

  • 2 раза - перерыв в первой половине матча;
  • 3 раза - отдых второй части соревнования.

В процессе игры идет подсчет количества заброшенных мячей, и победа присваивается команде, набравшей большее число голов. В случае равного количества заброшенных мячей назначается овертайм, представляющий собой дополнительное время на игру длительностью 5 минут.

Овертайм назначается до тех пор, пока не будет определен победитель. Практика проведения соревнований показывает, что овертайм обычно назначается не более 3 раз.

Исключения могут составлять так называемые парные встречи. В этом случае первый матч может быть завершен ничьей, а в дальнейшем победитель будет определен по результатам забитых мячей во второй игре.

Длительность игры

Баскетбол не может заканчиваться ничьей, поэтому количество назначаемых овертаймов не ограничено. В среднем игра заканчивается через 1-2 часа с момента ее начала.

В истории известны факты, когда баскетбольная игра затягивалась на часы. Например, в 2006 года на соревнованиях в Северной Америке состоялся турнир между командами «Северная Каролина» и «Дюк», при котором спортсмены играли более 58 часов. Матч начался в субботу вечером и закончился только вечером понедельника.

Такая продолжительность не была связана с азартом спортсменов, а стала маркетинговым ходом организаторов. Все деньги, собранные от игры, пошли на благотворительные цели.

shot-clock ) - правило, обязывающее атакующую команду совершить бросок по кольцу в течение 24 секунд. Отсчёт времени начинается с момента, когда команда овладевает мячом, и идёт только тогда, когда мяч находится в игре. Счётчик 24 секунд сбрасывается, если мяч коснется дужки кольца. После этого атаковавшая команда может совершить подбор в нападении и получить право на 14-секундное владение. При нарушении правила мяч переходит к защищавшейся команде.

Частные случаи применения

Если бросок совершается в момент истечения 24 секунд, бросающий игрок обязан выпустить мяч из рук до звука сирены об окончании времени на атаку. Затем:

  • если мяч попадает в кольцо, то бросок засчитывается;
  • если мяч не попадает в кольцо, но касается его, то игра продолжается;
  • если мяч не попадает в кольцо и не касается его, игра останавливается, а мяч переходит защищавшейся команде. Впрочем, судья может и не останавливать игру, если после броска защищавшаяся команда овладевает мячом без сопротивления.

В случае получения фола или нарушения (за исключением выхода мяча за пределы площадки) защищающейся командой или другой остановки игры, нападающая команда получает право на:

  • новое 24-секундное владение, если вбрасывание произойдет в зоне защит секунд владения;
  • новое 14-секундное владение, если осталось 13 или менее секунд владения.

История введения

В баскетболе не существовало никаких ограничений по времени на владение мячом вплоть до 1954 года. Из-за этого игра зачастую проходила в медленном темпе и омрачалась грубостью. Стоило одной команде повести в счете, как она начинала тянуть время: игроки, не приближаясь к кольцу, без конца водили мяч и передавали его друг другу, ожидая фола со стороны соперников и получения права на штрафные броски.

Ситуацию исправил Дэнни Байясон, владелец команды «Сиракьюс Нэшнлз », выступавшей в НБА . Вместе с генеральным менеджером клуба Лео Феррисом он разработал правило 24 секунд, призванное оживить игру. Байясон подсчитал, сколько бросков по кольцу совершали в среднем за матч обе команды на протяжении нескольких прошедших сезонов: получилось примерно 120 (совместными усилиями обоих соперников). Затем, он перевел в секунды чистое игровое время - 2880 секунд. Разделив эту цифру на 120, он получил 24 секунды и рассудил, что этого времени вполне достаточно для организованной атаки. В первый же сезон, как стали действовать новые правила, команды в среднем за матч стали набирать на 14 очков больше (прирост составил 18%). В матчах серии плей-офф, проходившей в 1954 году, лишь трём командам удалось превысить 100-очковый рубеж, а в 1955 году таких команд оказалось уже 18.

Совпадение это или нет, но новинка, разработанная Байясоном, сыграла на руку его команде. В том же сезоне, когда ввели правило 24 секунд, клуб «Сиракьюс Нэшнлз» выиграл чемпионат НБА в первый раз.

(в конце статьи вы можете скачать полные официальные правила игры Баскетбол)

Правила игры. Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 и шириной 15 м (раньше ее размеры составляли, соответственно, 26×14 м) специальным мячом.

Масса мяча 567–650 грамм, окружность 749–780 мм (в играх мужских команд; в играх женских команд используются мячи меньших размеров, и еще меньше – в матчах по мини-баскетболу). Баскетбольные мячи бывают двух типов: предназначенные для игры только в помещениях (indoor) и универсальные, т.е. пригодные для использования и в помещениях, и на улице (indoor/outdoor). Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите, установленном на стойке параллельно лицевым линиям площадки.

До конца 1960-х годов официальные соревнования проводились как на открытом воздухе, так и в спортивных залах. С 1968 все официальные матчи проходят только в закрытых помещениях. Крупнейшие турниры по баскетболу обычно проводятся в залах высотой не менее 7 м.

Матч начинается в центре площадки. Судья подбрасывает мяч строго вверх между двумя игроками команд-соперниц. В тот момент, когда они касаются мяча (брать мяч в руки нельзя), начинается отсчет игрового времени. После каждого свистка судьи секундомер останавливается – и с возобновлением игры включается вновь. (Соответственно, в баскетболе различают «живой мяч» и «мертвый мяч».) Игровое время фиксирует судья-секундометрист. Раньше матчи под эгидой Международной любительской федерации баскетбола (ФИБА) состояли из 2 таймов по 20 минут чистого игрового времени. Согласно новым правилам, принятым в 2000, матч состоит из четырех таймов по 10 м чистого времени каждый (в НБА – из четырех таймов по 12 м) с 2-минутными перерывами между первым и вторым, третьим и четвертым таймами, перерыв в середине матча – 15 м.

Раньше игрок мог владеть мячом неограниченное время. В 1960-е годы прошлого века был введен 30-секундный (ФИБА) и 24-секундный (НБА) лимит: по его истечении команда теряет мяч. По правилам ФИБА 2000-го года, на атаку командам также отводится не более 24 секунд. В состав судейской бригады входит так называемый оператор 24 секунд, который следит за соблюдением этого правила. Кроме этого, существуют также «правило трех секунд» (столько времени игрок атакующей команды может находиться в ограниченной зоне соперника, которую иногда так и называют – «3-секундная зона») и «правило восьми секунд» (за это время команда, овладевшая мячом на своей половине площадки, должна перевести его из тыловой зоны в передовую).

Ничьих в баскетболе не бывает. Если по истечении основного времени матча счет оказывается равным, назначается дополнительный 5-минутный тайм – овертайм. Если и в овертайме ни одна из команд не добьется победы, назначается еще одна дополнительная пятиминутка и т.д. Исключение возможно в том случае, если команды по регламенту соревнований проводят парные встречи (по так называемой кубковой системе): тогда в первом матче может быть засчитана ничья, а победитель в паре определяется по результатам второй игры.

Точный бросок в корзину с позиции за дугой, проведенной на расстоянии 6,25 м от щита (в НБА – 7,27 м), оценивается в три очка. Эта дуга называется также «трехочковой линией». Все остальные броски (в том числе и из-под щита) оцениваются в два очка. Если мяч брошен в корзину, но игроки команды-соперницы блокируют (перехватывают или отбивают) его непосредственно над корзиной, очки засчитывают, как если бы бросок достиг цели. Нередко судьям приходится разыгрывать в ходе игры спорный мяч. Мяч считается спорным в следующих случаях: если два соперника крепко держат мяч и ни один из них не может овладеть им, не нарушив правил; если мяч вышел за пределы площадки от двух игроков разных команд (или судья не смог точно определить, кто из игроков коснулся мяча последним); если мяч застрял между щитом и кольцом и т.д. В зависимости от ситуации спорный мяч может разыгрываться или между непосредственными участниками «спора», или между двумя любыми игроками команд-соперниц. Игрок, участвующий в розыгрыше спорного мяча, не может быть заменен.

В баскетбольных правилах есть несколько ограничений, касающихся техники ведения мяча. После дриблинга игрок может сделать только два шага с мячом в руках, не ударяя им о пол. Затем он должен или бросить мяч в кольцо, или отдать партнеру. В случае третьего шага фиксируется пробежка, и мяч переходит к другой команде. Если же баскетболист остановился с мячом в руках и вместо броска в корзину или паса партнеру снова начинает дриблинг, фиксируется двойное ведение и мяч также переходит к сопернику. Игрок, владеющий мячом, может останавливаться и затем снова продолжать движение при условии, что во время остановки он продолжал постукивать мячом о пол. Мяч в баскетболе можно вести поочередно то одной, то другой рукой, но не двумя руками сразу. Если игрок получил мяч, стоя на месте, или остановился после того, как получил мяч, ему не разрешается отрывать от пола опорную ногу раньше, чем он выпустит мяч из рук.

От каждой команды на площадке выступают одновременно пять игроков, еще пять-семь баскетболистов находятся во время игры на скамейке запасных. Количество замен в баскетболе не ограничено, но проводить их можно только в тот момент, когда остановлен секундомер.

По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами с 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются. Среди специальных жестов, используемых судьями по ходу матча, есть и жесты с этими числами: например, когда судья указывает на нарушение «правила трех секунд» или показывает, сколько штрафных бросков должен выполнить игрок пострадавшей команды. Точно так же, на пальцах, судья показывает секретарю матча номер игрока, который наказывается персональным замечанием. Дабы избежать путаницы, было решено номера 1, 2 и 3 упразднить.

Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА – шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков.

Обоюдный фол объявляется в том случае, когда игроки обеих команд одновременно нарушают правила: оба баскетболиста получают персональные замечания, а мяч остается у команды, которая владела им на момент нарушения, или разыгрывается спорный мяч. Различают также: технический фол (за неспортивное поведение, такому наказанию могут подвергаться не только баскетболисты, находящиеся на площадке, но и тренер, и запасные игроки – за спор с судьей, попытку затеять потасовку и т.д.), умышленный фол (в частности, за грубую игру или преднамеренную ошибку в игровой ситуации, чреватой забитием мяча) и др.

Самое тяжелое наказание в баскетболе – так называемый дисквалифицирующий фол. Он объявляется за серьезное нарушение и влечет за собой дисквалификацию игрока и удаление его с площадки до конца игры вне зависимости от количества уже имевшихся у него фолов (ему на замену выходит другой баскетболист).

Если персональный фол был совершен по отношению к игроку, делавшему бросок по кольцу, или был зафиксирован технический фол, судья, помимо персонального замечания провинившемуся игроку, назначает также штрафные броски. В зависимости от характера нарушения броски выполняет или сам пострадавший, или один из его партнеров по команде. Штрафные броски выполняются со специальной точки в 6 м от шита. Каждый точный бросок приносит очко, таким образом, с помощью двух штрафных можно заработать два очка.

В современных баскетбольных правилах есть такие пункты, как «игра, проигранная из-за нехватки игроков» (команде засчитывается поражение, если в ее составе остается один игрок) и «игра, проигранная лишением права» (в ситуации, когда команда отказывается начинать – или продолжать – игру после соответствующего сигнала арбитра).

В самом начале в баскетболе было всего 13 правил, сейчас их более 200. Они периодически пересматриваются Всемирной технической комиссией ФИБА и утверждаются затем Центральным бюро Федерации. Последний серьезный их пересмотр произошел в мае 2000.



Правилами определяются лишь основные принципы игры, в них не могут быть предусмотрены все возможные игровые ситуации. Помимо свода самих правил, существуют и их официальные интерпретации, в которых оговаривается возможная трактовка правил в различных спорных моментах. Судья матча вправе принимать самостоятельное решение в ситуациях, которые в правилах не оговорены.

При проведении всех официальных международных соревнований действуют правила, утвержденные ФИБА. Они несколько отличаются от правил НБА.

Если не происходит ничего экстраординарного, то за одну атаку команда может набрать от 1 до 4х очков.

Простое попадание из пределов трехочковой зоны приносит 2 очка, из-за дуги — 3.

Если мяч не попал в кольцо, но судья назначил штрафные броски, то за каждое попадание с линии штрафных дается 1 очко, и если заброшен всего лишь 1 штрафной, то команда 1 м очком и довольствуется.

Наиболее интересный для атакующей команды вариант — забить мяч, несмотря на нарушение соперником правил. Тогда заброшенный мяч засчитывается(не всегда, об этом — в разделе о фолах и их наказаниях), а игрок получает право на один бонусный штрафной.

В идеале может быть заброшен трехочковый с фолом, и потом еще бонусный штрафной, что даст команде 3+1=4 очка за одну атаку.

Как можно набирать раз за разом очки, вообще не отдавая мяч сопернику?

Чисто теоретически атака одной из команд может закончиться только с сиреной об окончании четверти. Для этого нужно действовать по такому алгоритму: фол соперника на штрафные броски — последний из штрафных бросается в дужку кольца — совершается подбор мяча, начинается новая атака — фол соперника на штрафные броски — и т. д.

Иногда так происходит. Но даже 2 раза подряд — крайне редко, не говоря уже о длительном игровом отрезке, потому что обороняющаяся команда имеет преимущество при борьбе за отскок после штрафного броска. Обратите в следующий раз внимание на то, как располагаются игроки двух команд во время исполнения штрафных бросков.

Почему иногда засчитывается мяч, забитый после фола, а иногда — нет?

« Отложенный штраф» в баскетболе имеет гораздо меньшую глубину по времени, нежели в футболе, где свисток могут дать и через 20 секунд после нарушения.

Но если в момент нарушения игрок уже начал движение на атаку кольца, то ему дают возможность закончить это атакующее действие, несмотря на фол. Раньше таким атакующим действием считалось начатое движение рук на бросок мяча, сейчас в пользу нападающего игрока трактуется и эпизод, когда он еще только делает на кольцо шаги без ведения, предшествующие броску.

В других случаях« отложенный штраф» не работает, и забитый мяч после нарушения не засчитывается.

Есть и отличие от футбола в дисциплинарной трактовке« удара по воротам после свистка». В футболе это желтая карточка, в баскетболе же такой бросок по корзине никак не наказуем, и игроки с удовольствием пользуются возможностью лишний раз подправить свой прицел броском после свистка.

Фолы« пробивные» и «непробивные»

Почему после некоторых совершенно одинаковых фолов мяч то вводится в игру из-за линии площадки, то отдается для выполнения штрафного броска?

Если фол был зафиксирован, когда нападающий игрок еще не начинал атаку на кольцо, то такое нарушение не наказывается штрафным броском, пострадавшая сторона просто выводит мяч из-за линии.

Однако, помимо того, что нарушивший правила игрок получает при этом« персональное замечание», вся провинившаяся команда наказывается отметкой о «командном замечании».

Каждую четверть команды начинают с нулем в этой графе. Но как только команда набирает 5й командный фол, то до конца четверти уже каждое ее нарушение в защите начинает караться штрафными бросками.

Если Вы смотрите телевизионную трансляцию, то в грамотных титрах это состояние команды обязательно отметят, например, красной черточкой под названием команды, или красной цифрой 5 около названия команды.

А диктор на арене, как правило сделает объявление: «У команды такой-то 4 командных замечания», предупреждая, что следующий фол станет пробивным.

Исключение — фол в нападении. Фол, совершенный командой во время своей атаки, не наказывается штрафным броском, даже если уже имеется перебор командных замечаний. Но в статистику командных нарушений такой фол тоже входит.

Почему фол после броска — тоже фол?

Играя с любителями, даже с довольно сильными по любительским меркам ребятами, очень часто можно услышать возмущенно-недоуменное: «Чё ты как баба? Я тебя по рукам уже после твоего броска ударил, ты сам промазал! «

На самом деле, в такой ситуации нападающий промахнулся уже не только по своей вине.

Для правильного оборонительного действия защитник должен заблаговременно расположиться в непосредственной близости от бросающего игрока, строго на линии между бросающим игроком и кольцом, а также поднять обе руки вертикально вверх, опционно можно еще и подпрыгнуть с двух ног строго вверх, не выставляя вперед ни руки, ни ноги. Это — правильная защита: нарушения правил нет, а нападающий получил максимальное осложнение своему броску.

Если же защитник не успевает к своему бросающему игроку, он пытается выполнить эти элементы в движении, как правило размахивая руками в сторону бросающего игрока, и тогда он создает ему дополнительную помеху уже с нарушением правил, т. к. незаслуженно сокращает время, имеющееся у бросающего на подготовку броска. Мяч улетел в сторону кольца хуже, чем мог бы, защитник своими руками бьёт(или даже просто касается!) рук(а иногда ногами — ног) бросающего — всё, это фол. Фол абсолютно заслуженный и пробивной. А если мяч попал в корзину, он будет засчитан, и в довесок выдан бонусный штрафной.

Почему штрафные броски бьют даже те, кто этого делать совсем не умеет?

Есть такая физиологическая особенность у «больших» игроков — иногда им трудно даются броски со средней дистанции, их процент попадания в игре с линии штрафных может быть просто неприличным — в районе 50%.

Однако передать мяч более меткому партнеру нельзя. Бросать должен именно тот игрок, на котором совершен фол, если только он не получил травму. Я не помню случаев, когда для замены игрока на линии штрафных команды пользовались бы симуляцией травмы: скорее всего, такая симуляция была бы слишком очевидна.

Указанной особенность иногда злоупотребляет защищающаяся команда, умышленно совершая фолы именно на тех игроках, которые заведомо плохо исполняют штрафные броски. Встречное оружие — бросать-таки штрафные точно, неизбежно наказывая за фолы. Ну и никто же не мешает пользоваться тем же приемом под своим кольцом.

3, 5, 8, 14, 24 секунды

В баскетболе на целый ряд действий налагается строгое ограничение во времени.

Правило« 3х секунд»

Согласно данному правилу, игрок не может находиться в трехсекундной зоне соперника(«краске») дольше 3х секунд подряд, если только он не совершает атаку кольца. На практике это выглядит так: игрок зашел в «краску», предложил себя под получение мяча, не получил мяч — вышел.

Если в это время партнеры выполнили бросок по кольцу, и мяч коснулся дужки, то 3 секунды отсчитываются заново, из «краски» можно не уходить, а вступить в борьбу за отскок, выиграть его, и атаковать кольцо снова.

Шикарный пример армейский многократной атаки с допустимым превышением трехсекундного ограничения смотрите на 1:05 прилагаемого видео — находился в трехсекундной зоне более 6 секунд подряд. В этом видео есть от чего получить эстетическое удовольствие!

Еще можно отметить, что 3 секунды судьи считают самостоятельно и отрабатывают это правило интуитивно.

Правило« 5 секунд»

Игрок, получив мяч от судьи для ввода его в игру, обязан ввести его в игру в течение 5 секунд.

Не такая уж простая задача, как кажется на первый взгляд. На площадке остается 4 партнера против 5 соперников, которые, при желании, могут очень плотно держать принимающих пас. Партнеры должны активно двигаться, резко менять направления движения, чтобы оторваться от плотной опеки и открыться под пас. Иногда партнер прост подходит в упор к выводящему из-за линии мяч и забирает его из рук. Однако и тут нужно быть очень аккуратным — мяч должен хотя бы сантиметр пролететь из рук в руки, иначе он будет считаться вышедшим из игры в аут.

Скорее всего, именно с этим правилом связан чудовищно вопиющий эпизод, когда в ключевые минуты мадридского полуфинала « ввел» мяч точным броском из-за боковой линии по кольцу. Бросок, конечно же, не засчитали, мяч для ввода в игру передали« Олимпиакосу», опять-таки из-за линии, но это всё равно было лучше, чем ввести мяч в игру« обрезом» в руки сопернику. Другое дело, что однозначно в этой ситуации надо было стоять и ждать, не сможет ли вдруг освободиться кто-нибудь из партнеров? Судья вполне мог простить лишние 2−3 секунды, а в крайнем случае точно также свистнуть и передать мяч сопернику для ввода его в игру.

Правило« 8 секунд»

Мяч должен быть переведен со своей половины поля в зону соперника в первые 8 секунд владения.

Данное правило нарушается очень редко, в 99,9% случаев — под жестким прессингом.

Как мы уже говорили, игрок с мячом всегда обладает преимуществом перед игроком соперника, и поэтому вывести мяч на другую половину вполне выполнимая задача. Другое дело, что вариант развития атаки может получиться не самым лучшим, а 8 секунд, съеденных от времени, отведенного на атаку, тоже скажутся на ее развитии.

Правило« 24 секунд»

24 секунды на то, чтобы организовать атаку кольца. Атакуй или отдай мяч сопернику! В пользу атакующей команды работает право хотя бы выпустить мяч из рук до окончания времени атаки, лететь до кольца мяч может дополнительные секунды, не входящие в контрольный отсчет(то же самое, кстати, относится и к завершению четверти).

Замечательное правило, избавляющее зрителей от наблюдения унылого перепаса мяча на несколько минут!

Не успел — прозвучит сирена, и игра остановится.

Разумеется, отсчет времени до конца атаки чрезвычайно важен. Игроки и зрители могут видеть сразу несколько табло с этим отсчетом. Как минимум — над щитами. Нередко — еще и в углах площадки. А для телезрителей этот отсчет обязательно тоже ведется в титрах игрового счета.

В то же время бывает, что прозвучавшая сирена об окончании времени владения не останавливает игру, если всем очевидно, что игра может быть продолжена, т. е. в следующих случаях:

1) если мяч сам попадает в руки соперника;

2) если мяч долетает до кольца и ударяется в дужку (Если мяч был выпущен до истечения 24х секунд и прилетел на дужку кольца, то это не считается нарушением правила 24х секунд. Атака считается совершенной, а мяч становится« ничейным», пока его кто-то не подберет).

Правило« 14 секунд»

Чтобы сделать игру еще динамичнее, было придумано правило« 14 секунд». До введения этого правила одна атака без броска по кольцу могла затянуться гораздо дольше 24х игровых секунд в двух случаях:

1) если защищающийся игрок умышленно сыграл в мяч ногой;

2) если защищающийся игрок совершил« непробивной» фол.

В этих ситуациях атакующая команда вводит мяч из-за линии поля, а счетчик времени атаки раньше снова устанавливался на 24 секунды. Это было довольно серьезное наказание для провинившейся защиты.

В принципе, элемент такого наказания остался и сейчас, только 24 секунды заменили на 14 секунд. В то же время, если до конца владения оставалось больше 14 секунд, то, конечно же, оставшееся время атаки не уменьшат. Но и не прибавят до 24х, как было раньше.

Ну, а самым последним новшеством стало 14-секундное ограничение повторной атаки, т. е. атаки после подбора мяча, отскочившего от дужки кольца на чужом щите.

Почему иногда засчитывают мяч, даже если он вообще не попал в корзину?

Рост и прыжок практически всех без исключения профессиональных игроков на площадке позволяют им дотягиваться до пространства над кольцом, что позволило бы любому игроку блестяще справиться с функцией« вратаря», а забросить мяч в корзину было бы невозможно.

Поэтому действует правило: к брошенному мячу можно прикасаться только на его восходящей траектории(на практике — только сразу после того, как мяч сошел с рук бросающего). Если мяч уже падает в кольцо или если мяч уже прикоснулся к щиту, то трогать его нельзя: будет засчитано попадание. Снова играть по падающему мячу защитникам можно либо ниже уровня кольца, либо только после того, как он отскочит от дужки.

Ну или мяч должен падать совсем-совсем уж явно мимо щита, кольца и т. д.