Знавал я, судари, одного человека, так он, покуда не понимал – благоденствовал, а понял - удавился. Хунза — единственный здоровый и счастливый народ во всем мире Хунзы народ который не знает


Хунза - единственный здоровый и счастливый народ во всем
мире.
Жители этого племени живут в очень суровых условиях на
севере Индии в Гималаях, на берегу реки Хунзы. Это место называется очень
красиво - Счастливая долина. Впервые об этом племени рассказал талантливый
английский врач Мак Каррисон, который в начале прошлого века лечил больных в
этих районах. Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем - туберкулез,
тиф, диабет, базедова болезнь, наследственный кретинизм, чума, холера, сифилис.
А среди хунзов все были здоровы (несколько переломов костей и воспаление глаз).

Территория их проживания изолирована от всего мира горами.
Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем в возрасте 100 лет они
еще работают в поле, ходят в горы. 40-летние женщины выглядят как юные девушки,
в 60 лет они еще молодо выглядят и очень активны. Рожать детей женщины способны
и в 65 лет. Народ этот очень малочисленный (всего 15 тыс. чел.)

Какие особенности их
характера?

Прежде всего оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство.
Управляют хунзами король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем.
Дело в том, что в этом обществе нет, и не бывает нарушений общественного
порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются
огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и
одряхление им совершенно не свойственны. Интересный факт - люди племени внешне
похожи на европейцев.

Сам народ хунзы очень беден. В горах каждый клочок земли на
вес золота. Плодовые деревья, овощи и картофель - каждый клочок занят. Дожди
идут редко, снега мало, поэтому местность отличается нехваткой воды. Коровы там
чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах,
покрытых камнями, молока дают мало (менее двух литров в день, и то лишь сразу
после отела), в нем содержится мало жира. Овцы и вовсе не дают молока, козы
очень мало. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (есть только
одно отверстие), причем спят они на каменных скамьях. Домашний скот содержат
прямо в прихожих. Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах
поддерживается за счет сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу;
умываются и стирают одежду только холодной водой. Нет животных жиров, нет
маслин для получения растительного масла.

Обходятся хунзы без бань, без горячей воды и без мыла. И,
как можно понять из всего этого, у них не может быть достаточного количества
продуктов питания, даже растительного происхождения. В зимние месяцы люди
питаются скудными запасами злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами.

К концу зимы продукты кончаются. Весной хунзы постятся. Этот
период, продолжающийся около 2-3 месяцев, они называют «голодной весной». Еда
поступает с созреванием нового урожая. Интересно, что эти дни вынужденного
голодания никого не беспокоят и не тревожат, хунзы не ограничивают трудовую
деятельность и жизнь там течет так же интенсивно, как и в другие, сытые дни.
Летом в основном питаются абрикосами и другими фруктами. В питании полностью
отсутствует белая мука и сахар, употребляют только немного поваренной соли.

Хунзы не знают грамоты. Только члены родовитых семей, король
и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать
и писать. У них нет поэзии на своем языке, ни скульптуры, ни живописи, ни
резьбы по дереву, они не знают ткацкого мастерства, которым владеют их соседи.
Семьи музыкантов принадлежат к другому племени.

В течение 8-10 теплых месяцев хунзы живут на открытом
воздухе. Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредны.
Представители же этого народа вступают в брак только с членами своей маленькой
нации. Чужая кровь не течет в их жилах. Исключением является лишь царская
семья.

Что же едят хунзы?

Основные продукты питания - овощи, зерновые культуры, свежие
фрукты. Компоты и варенья не заготовляются. Единственный плод, который
засушивают на зиму - абрикосы, и то потому, что из ядер абрикосов приготавливается
масло, необходимое для готовки. Любимые плоды - абрикосы и черница.
Выращивается шпинат (самое любимое блюдо), морковь, салат-латук, репа, горох,
капуста, тыква. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушенном.

Хлеб - только черный. Причем зерно употребляется в целом
виде. При обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с
мукой. Муку стараются не держать долгое время, так как тогда она теряет свои
питательные вещества.

Хлеб едят со всеми блюдами, кстати, он очень вкусен.
Выращивается ячмень, просо, пшеница, гречиха. Часть зерновых культур
употребляется в виде проросших зерен.

Молоко и молочные продукты употребляются крайне мало в виде
деликатеса. ... Из винограда хунзы делают вино, но и оно пьется только в
определенных случаях.
Хунзы едят два раза в день - в обед и в ужин. Завтракают же
только дети. В этой местности нет ни фабрик по производству сигарет, табака,
вина, безалкогольных напитков, нет ресторанов, кондитерских, кафе, закусочных.
Все едят то, что подается в доме - самую простую еду и в небольших количествах.

Несмотря на все это и вопреки всему, хунзы обладают завидным
здоровьем. Согласно достоверным научным исследованиям, хунза - это единственный
здоровый и счастливый народ во всем мире.
Что понимать под выражением
«полноценное здоровье»?

Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов
эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и
игр. Для них пройти 100 - 200 километров - все равно, что для нас совершить
короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы,
чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые;

Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в
хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода;

Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как
канаты, и тонкие и нежные, как струна” - писал Мак-Кэрисон. Они никогда не
сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся
между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль,
неприятности, шум и т. п.

«Эксперимент Конур».

Интересен опыт Мак-Кэрисона, который в науке известен как
«Эксперимент Конур» - по месту нахождения его лаборатории. Исследователь
разделил тысячи подопытных крыс на три группы в соответствии с тремя группами
населения: «Уайтчепель» (район Лондона), «хунзы» и «индусы». Все они
содержались в одинаковых условиях, но группа «Уайтчепель» получала пищу,
которую употребляют жители Лондона (т. е. ту, что едят европейцы), - белый
хлеб, изделия из белой муки, варенье, мясо, соль, консервы, яйца, сладости,
вареные овощи и т. п. Крысы-»хунзы» получали ту же пищу, что и люди этого
племени. Крысы -»индусы» - пищу, свойственную индусам и жителям Востока.
Мак-Кэрисон исследовал состояние здоровья целого поколения, получавшего три
разных диеты, и открыл интересную закономерность.

Животные из группы «Уайтчепель» переболели всеми болезнями,
которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая
хроническими и старческими недугами. Эта группа оказалась довольно нервозной и
воинственной, крысы кусали друг друга и даже загрызали «соотечественников» до
смерти.

Крысы-«индусы» по состоянию здоровья и общему поведению
оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этом эксперименте.

А крысы-«хунзы» оставались здоровыми и жизнерадостными,
проводили время в играх и спокойном отдыхе.

Что можно извлечь из
этих наблюдений?

>Прежде всего: ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не
оказывают заметного влияния на здоровье - имеет значение только пища.

Пища, а не что-либо другое может превратить здоровых людей в
больных: достаточно изъять из рациона некоторые вещества, считающиеся, по
мнению большинства людей, маловажными, т. е. ферменты, аминокислоты, витамины,
микроэлементы, жирные кислоты, которые находятся лишь в растительном мире и
которые приносят пользу только при их употреблении в натуральном виде.

Количество пищи и её калорийность, не имеют к здоровью
никакого отношения. Важен состав пищи.

Даже моральное состояние человека может пострадать, если в
рационе не хватает определенных питательных веществ.

Крысы, жившие в мире и дружбе между собой, становились
агрессивными и пожирали друг друга, когда их лишали полноценной пищи,
необходимой для здоровья. Это указывает на то, что любые социальные беспорядки,
революции, войны зависят от неправильного питания людей.

Не соответствующая природе человека пища, а не ее
недостаток, как утверждают политики, повинна в плохом состоянии общества. Таким
образом, качество пищи, ее состав, количество, способ употребления и сочетания
влияют на сохранение здоровья, уберегают от заболеваний, сохраняют молодость.

От качества питания зависит и умственное здоровье, душевное
равновесие, отсутствие неврозов и психических расстройств.

Скорее всего, секрет - в их питании.

Есть на Земле одно племя, которое не знает ни рака, ни сердечно-сосудистых заболеваний и отличается исключительным долгожительством. Члены этого племени живут в суровых условиях на севере Индии в Гималаях, на берегу реки Хунзы. Это место называется очень красиво - Счастливая долина.

Впервые об этом племени рассказал английский врач Мак Каррисон, который в начале XX века лечил в этих районах больных. Почти все тамошние племена не блещут здоровьем - туберкулёз, тиф, диабет, базедова болезнь, наследственный кретинизм, чума, холера, сифилис. А среди хунзов все были здоровы (не считая переломов и воспалений глаз).

Территория их проживания отрезана от всего мира горами. Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет , причём в возрасте 100 лет они ещё работают в поле!

Главные черты хунз - оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство . Управляют хунзами король и совет старейшин; у них нет ни полиции, ни тюрем . В этом обществе не бывает нарушений общественного порядка и преступлений!

Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны.

Сам народ хунза очень беден . В горах каждый клочок земли на вес золота. Дожди идут редко, снега мало, поэтому местность отличается нехваткой воды.

Коровы там маленькие, тощие козы и овцы пасутся на каменистых горных склонах, молока дают мало (менее двух литров в день , и то лишь сразу после отёла), и в нём содержится мало жира. Овцы вовсе не дают молока, а козы - очень мало. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (есть только одно отверстие), причём на каменных скамьях. Домашний скот содержат прямо в прихожих.

Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается с помощью сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой . Хунзы обходятся без бань, горячей воды и мыла.

В зимние месяцы люди питаются скудными запасами злаков (прямо в зёрнах) и сушёными абрикосами, но к концу зимы продукты кончаются .

Весной хунзы постятся. Этот период, продолжающийся около 2–3 месяцев, они называют «голодной весной» . Еда поступает с созреванием нового урожая.

Что же едят хунзы?

Основные продукты питания - овощи, зерновые культуры, свежие фрукты. Компоты и варенья не заготовляются.

Единственный плод, который засушивают на зиму - абрикосы, и то потому, что из ядер абрикосов приготавливается масло, необходимое для готовки.

Любимые плоды - абрикосы и черника. Выращивается шпинат (самое любимое блюдо), морковь, салат-латук, репа, горох, капуста, тыква. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть - в тушёном.

Хлеб - только чёрный.

При обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой. Выращивают ячмень, просо, пшеницу и гречиху . Часть зерновых культур употребляют в виде проросших зёрен .

Хунзы не вегетарианцы, хотя мясо едят только по праздникам . Скот пасётся в долине и не знает других кормов, кроме травы. После того, как скотину забьют, мясо съедается сразу же .

Из винограда хунзы делают вино , но и оно пьётся только в особых случаях.

Хунзы едят два раза в день - в обед и в ужин. Завтракают только дети.

Несмотря на всё это, хунзы обладают завидным здоровьем. Согласно достоверным научным исследованиям, хунза - это единственный здоровый и счастливый народ во всём мире.

Мы постоянно задаем вопрос: как прожить долго? Трудно поверить, но есть на земле народы, для которых и 120 лет не предел! Это — долгожители — хунзакуты.

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана) называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом). Но в отличие от жителей Европы хунзакуты исключительно оптимистичны, для них характерно ровное позитивное настроение и радушное гостеприимство.

При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум.

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами.

Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

Абрикосовые долины

Мир заговорил о народе хунза в 1970-е годы благодаря бродячим западным хиппи, искавшим экзотичной романтики, новой религии и пригодных уголков Земли для дармового кайфа.

Обитают хунзакуты в изолированной гималайским ландшафтом Счастливой долине, лежащей среди покрытых ледниками гор на высоте 2000 м над уровнем моря.

На многочисленных террасных полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Главная ценность хунзакутских садов — абрикосы. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Поскольку долина находится на полдороге от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы как таковые.

Они говорят на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский).

Исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

Здоровье

Главное, чем славятся хунзакуты, – это, конечно, возраст. Хунзы живут, не зная болезней, до 110, а то и до 160 лет.

Хунзакуты купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей.

Люди преклонного возраста окружены почётом, их авторитет непререкаем. И как может быть иначе: ведь хунзакуты вообще не знают старческого слабоумия и в возрасте участвуют в полевых работах и совершают вылазки высоко в горы.

Стакан урюка

Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Однако главный секрет долголетия, свежести и зримой красоты в другом: в крайне скудном рационе питания, возведённом у хунзакутов чуть ли не в религиозную догму.

Исторически дело, конечно, в остром недостатке плодородных земель и в печальной необходимости употреблять как можно меньше пищи.

Животных тут разводят только полезных (негде пасти, разве что на горных склонах, и нечем кормить), забивают их, когда содержание становится нерентабельным. Причём и коровы, и овцы, и козы мелкие и тощие; молока дают мало. Мясо их жилистое и нежирное, и едят его крайне редко.

Повседневная пища – сырые овощи и фрукты, цельное зерно – пророщенное или в виде супов и лепёшек. Пшеницу толкут в каменных ступках и заливают водой, и из этого самого примитивного теста (без дрожжей) готовят что-то вроде оладий, высушивая их прямо на стенах домов.

Примерно так же обходятся с рожью, овсом, ячменём, кукурузой, гречкой, рисом, просом, горохом, чечевицей, орехами, абрикосовыми зёрнами. В небольших количествах на стол идут молоко и брынза.

Почти не знают здесь алкоголя (редко пьют водянистый виноградный самогон).

Важное значение, по мнению специалистов, играет и то, что хунзакуты едят лишь то, что породила их собственная земля.

Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач Мак Каррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа.

Главная ценность хунзакутских садов — абрикосы.

Как прожить долго? Если человек питается неправильно, то от болезней его ничего не спасет и даже горный климат.

Поэтому неудивительно, что соседи хунзакутов, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

Мак Каррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни».

Другие же животные находились на диете хунзакутов и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское
- большое количество сырых продуктов
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты
- продукты естественные, без всякой химизации, и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко
- очень умеренное потребление соли
- продукты, выращенные только на своей отечественной почве
- регулярные периоды голодания

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев.

В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

В апреле 1984 года одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае.

Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобуд, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт.

Высокая трудоспособность хунзакутов, вот ответ на вопрос: как прожить долго?

В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет.

Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунхуза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события начиная с 1850 года.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150.

Отличительные черты хунзакутов как народа, обладающего полноценным здоровьем:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзакутов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр.

Для них пройти 100–200 километров - все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома.

Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзакутов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал Мак Каррисон.

Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».

Узнав о жизни этого народа можно с уверенностью ответить на вопрос: как прожить долго? Секрет долголетия заключается в том, что необходимо вести правильный образ жизни, стать вегетарианцем, всегда физически трудиться, постоянно двигаться и не менять ритма жизни, тогда и проживете лет до 120-150.

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись